Развлечения Владимир Винокур, пародист, народный артист России: «Надо любить не себя, а своих зрителей и слушателей, и они ответят тебе взаимностью»

Владимир Винокур, пародист, народный артист России: «Надо любить не себя, а своих зрителей и слушателей, и они ответят тебе взаимностью»

Владимир Винокур был обречен стать любимчиком судьбы и народа. Так расположились звезды на карте его судьбы. Природа щедро наделила его разными талантами – если бы он не стал юмористом, то вполне мог бы быть певцом и даже танцором. Но, видно, ему было скучно в рамках одного жанра, и он выбрал такой, в каком смог в полной мере проявить все свои таланты. Он стал юмористом и пародистом и в своих программах делает абсолютно все – поет, говорит, танцует…

Главный девиз его жизни и творчества – «Что бы ни случилось, всегда стараться сохранять улыбку!» В том, что артист не лукавит, я убедилась при личном знакомстве. Есть такие люди, которые рождаются клоунами, и совсем необязательно, чтобы их местом работы была арена цирка. Клоун – это определенная категория людей, которым нравится, когда вокруг все весело смеются. Клоун не может быть злым или подлым. С ним весело, с ним не страшно. Даже если разговариваешь с ним о чем-нибудь серьезном, он обязательно найдет момент сказать что-нибудь смешное. Подхохмит исподтишка. Потом сделает небольшую паузу и смотрит: рассмеешься или нет? Словно проверяет тебя на чувство юмора. Если оно есть, значит, можно иметь с тобой дело. Ты – свой.

– Владимир Натанович, как считаете, шутить – это модно? Кто из современных российских «шутников» вам наиболее импонирует?

– Шутки, и прежде всего веселые, всегда были, есть и будут в почете. Что касается второй части вопроса, прежде всего, отмечу очень талантливых ребят из «Камеди Клаб». Да, кто-то, возможно, даже осуждает их за своеобразную манеру поведения, за ненормативную лексику. Люди почему-то забывают, что и сами зачастую разговаривают друг с другом точно таким же языком и при этом даже не краснеют. Между прочим, еще великий Леонид Утесов много лет назад всерьез утверждал, что эстрада очень похожа на… женщину легкого поведения. Все ее очень искренне любят, при случае охотно пользуются, но вот в «приличное общество» с ней предпочитают не показываться, стесняются…

– Более двадцати лет вы возглавляете Государственный театр пародий, в котором обучаете начинающих артистов, пародистов. Сложно попасть в ваш театр?

– Я считаю, что в театр на обучение поступить весьма несложно. Вот только быстрых результатов обучения, как в «Фабрике звезд», я никому не обещаю. Обязательные условия для претендентов – музыкальность, вокальные данные и актерское мастерство. Но должен предупредить, что у нас процесс учебы не такой скоротечный, как на «Фабрике звезд». За три месяца подготовить нормального артиста невозможно нигде – ни в учебном заведении, ни в театре. Нужен год или два, чтобы артист почувствовал, на что способен. Я не против «Фабрики» – там есть очень талантливые ребята. Но все же это штамп, а не эксклюзив. Это хороший проект, но коммерческий, и он не имеет отношения к творчеству

– Известно, что ваш однокашник по ГИТИСу и закадычный друг по жизни Лев Лещенко любит спорт и даже руководит мужским баскетбольным клубом «Динамо» (Московская область). А как к спорту относитесь вы?

– Лева – это большой спортсмен и болельщик, а я – маленький. (Смеется.) А потому считаю себя лишь сочувствующим спорту.

– И какому виду отдаете предпочтение?

– Работе. Серьезно!

Владимир Винокур родился 31 марта 1948 года в Курске. Отец – Натан Львович, строитель; мама – Анна Юльевна, учитель русского языка и литературы; брат – Борис, предприниматель; супруга – Тамара, балерина, сейчас на пенсии; дочь – Настя балерина Большого театра.
Окончил Курский монтажный техникум, ГИТИС (РАТИ) – факультет музыкальной комедии. Начинал с выступлений в Цирке на Цветном бульваре, пел песни. В 1975 году был приглашен артистом в ансамбль «Самоцветы», где выступал с пародиями на известных певцов. В 1984 году получил звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1988 году – народного артиста России. В 1989-м создал Театр пародий.
Вкусы: еда – плов; напиток – виски; автомобиль – Lincoln; книга – «Артист – это навсегда» собственного сочинения; фильм – «Пистолет с глушителем» (в главных ролях – Сергей Юрский и Владимир Винокур).

– Владимир Натанович, вы уже не одно десятилетие на сцене. В чем главный секрет вашего успеха?

– Он довольно прост и звучит так: надо любить не себя, а своих зрителей и слушателей, и тогда они обязательно ответят тебе взаимностью. Считаю, что вот как раз между мной и зрителями много-много лет существует не просто привязанность, а настоящая любовь. Впрочем, есть у меня и еще один, «мужской» секрет. Убежден, что надо всю жизнь любить женщин и не менять ориентации, особенно на старости лет. (Смеется.)

– А легко ли всегда держать улыбку?

– Конечно, нелегко. Если с улыбкой находиться 24 часа в сутки, то обязательно попадешь в сумасшедший дом. Никто же не говорит, что так надо и это нормально. Но по возможности надо обязательно улыбаться друг другу, обязательно сохранять улыбчивое настроение, и даже если улыбки нет на лице, то внутри она должна быть.

– Что для вас является самым лучшим отдыхом?

– Как и в случае со спортом, моя работа: не могу я долго без нее обходиться. Недавно, например, был в отпуске целых десять дней, и чувствую – очень… устал. (Смеется.) Устал без театра, артистов, зрителей.

– Владимир Натанович, можете ли вы назвать свою жизнь совершенно безоблачной?

– Нет, поскольку несколько раз находился почти за ее гранью… Однажды в Германии попал в жуткую автокатастрофу, в результате которой погибли два человека. Я тоже серьезно пострадал: несколько месяцев мог только лежать, не двигаясь, на спине. Выжил же, убежден, не только благодаря очень квалифицированной помощи врачей, но и благодаря своей вере – в то, что не просто смогу когда-нибудь встать, а еще и вновь выйду на сцену. Потому и победил, не остался инвалидом. А еще одна история произошла во время войны в Афганистане, где я выступал перед нашими солдатами. Во время одного из военно-полевых концертов неподалеку вдруг разорвались – один за другим – два реактивных снаряда. К счастью, один из них не долетел, второй – перелетел. Знаете, видевший все это своими глазами наш боевой генерал Борис Громов потом мне сказал: «Володя, все мы до сих пор восхищаемся тем, что во время обстрела ты тогда не убежал, не стал прятаться, а остался на сцене». Правда Борис Всеволодович не мог знать, что на самом деле я не убежал только потому, что находился в шоке…

– Владимир Натанович, что для вас значит пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»…

– Это – Счастье. Счастье – это когда ты заслужил любовь не только женщины, но и всех окружающих тебя людей. А это нужно именно заслужить. Заслужить любовь одной женщины может любой мужик. А заслужить любовь миллионов – это сложно... Я – счастливый человек: все-таки огромное количество людей со мной здороваются искренне и смотрят в глаза. У меня огромное количество друзей, у меня прекрасная семья.

– Летом вы еще раз сыграли свадьбу. Как это было?

– Да, я еще раз женился на собственной жене Тамаре и отпраздновал «Полотняную свадьбу», то есть 35 лет совместной жизни. Отмечали мы это событие на «Кинотавре» в тесном дружеском кругу – за столом собрались Станислав Говорухин, Эммануил Виторган с супругой, Лариса Рубальская и друзья юности. Скрывать не буду, я – рекордсмен! В нашем бизнесе редко кто умудряется прожить столько лет с одной и той же женщиной!

– В чем рецепт семейного счастья от Винокура?

– Самый главный рецепт счастья (для тех, кто хочет прожить с одной и той же женой долго) – реже видеться. Если вдуматься: из 35 лет, которые мы прожили, лет 15 я ездил по гастролям. Вопрос доверия и недоверия нас никогда не мучил. Мы друг другу доверяем!

– А кто у вас в доме хозяин?

– В доме за городом – Тамара. Она уже давно на пенсии (балерины ведь рано уходят на отдых) и живет там постоянно. Она очень спортивная, красивая, выглядит замечательно. Когда заходит в автобус и показывает пенсионное удостоверение, никто ей не верит, приходится предъявлять паспорт. Очень энергичная женщина! В Москву она приезжает пару раз в неделю: накормит, напоит, постирает – и снова за город. Не может оставить дом. У нас же две собаки – Найда и Дина, а за ними надо присматривать! Да, они обычные дворняжки, не «фирменные» псы. Но очень верные и умные. До них у нас был кокер-спаниель Бим. Благодаря заботе Тамары он прожил с нами 16 лет, а это очень много для собаки…

– Неужели Тамара не ревнует вас к поклонницам?

– Жена у меня – умный человек. Если бы она ревновала, мы бы давно не жили вместе. Она меня понимает. Хотя каждой жене известного человека «помогает» желтая пресса. Я не раз оказывался в центре скандалов.

– Владимир Натанович, вы по иронии судьбы родились накануне Дня юмора. Какой самый необычный или смешной подарок вы получили на день рождения? Может быть, кто-нибудь разыграл вас в вашем же духе?

Самый смешной – так сразу и не припомню. (Задумывается вслух: «Действительно, какой у меня был смешной подарок?»). Что касается розыгрыша, то было и такое. Но я думал, что меня разыграли, а оказалось – это правда. Когда у меня был юбилей – 50 лет, мои приятели, среди которых было много бизнесменов, подкатили машину к дому. Говорят: вот, это наш подарок. Учитывая, что 31 марта они не могли подъехать, они были 1 апреля – на второй день, то, когда я увидел машину, я подумал, что это – первоапрельский розыгрыш. Тем более что машина называлась «Бентли». А оказалось – нет, это они скинулись десять человек и купили мне к юбилею такую машину.

Вы поете: «Я – шут гороховый…»

– Это, в общем-то, понятно. Я – шут гороховый, и это звание, как мне кажется, лучше, чем звание народного…

Обычный человек обижается, когда над ним смеются. Почему не обижаетесь вы?

Я не обижаюсь по одной простой причине: потому что самое главное – надо уметь смеяться над собой. И не бояться этого со стороны. Это и есть здоровый юмор. Надо обязательно на себя смотреть со стороны. И улыбаться.

Учитывая происхождение вашей фамилии, вы должны происходить из рода винокуров, которые делают вино…

– Да, у моих предков был винокуренный заводик. Делали вино хорошее, водку.

Как вы относитесь к пьянству?

К пьянству? И к разврату? Положительно! (Смеется.). Нормально отношусь и с удовольствием за праздничным столом поднимаю рюмку. Я застал и дедушек своих – Витмана и Юлия, они с удовольствием за столом… Вот даже дедушка Юлий – это мамин папа – он умеренно мог, он не мог выпить много, а папин папа – он мог выпить стакан водки элементарно. Когда как-то раз на майские праздники, я помню, он пришел к нам и не допил стакан водки (половину выпил, а половину – нет), то сказал: «Наверное, детки, я помру. Что-то со мной не то». И действительно – через две недели он умер. Такой был еврей.

Владимир Натанович, скажите, вам не жаль, что дочка пошла не по вашим стопам, а выбрала профессию жены и стала профессиональной балериной?

– Нет, я не жалею ни секунды. Если бы был сын, то, быть может, я бы его учил тому, что сам умею. Девочка, которая танцует в Большом театре, в самом элитном театре страны!.. Я считаю, что этим только гордиться можно. И я горжусь ею, потому что она человек уже состоявшийся, и она свою работу и свою нишу имеет в Большом театре, и еще увлеклась совершенно неожиданным, рисковым делом, потому что она работает без страховки. Но она говорит, что чувствует себя там, наверху, увереннее, чем здесь, внизу.

– У Аллы Пугачевой есть песня «Когда я уйду». Задумывались ли вы над тем, что будете делать, когда уйдете со сцены?

– Это певцы могут говорить – «когда я уйду». В нашем жанре не уходят. Нас со сцены уносят. И Райкин работал до 75 лет, и Миров, и Новицкий, и много, много артистов нашего жанра работали до конца. Бывает, правда, добровольный отход. Гена Хазанов ушел из нашего жанра, расстался с эстрадой и стал административным работником. Участвует в драматических спектаклях. Но на это надо решиться. Надо иметь веские причины.

– Чтобы ни говорили, но возраст все равно берет свое. Вы ощущаете груз своих лет?

– Возраст человека – это его состояние души. Так что мне сейчас где-то 35 лет, ну 40 в крайнем случае. У меня полно планов, меня окружают молодые артисты, и я их воспитываю. Помнится, как-то пришла девочка Лена и попросила придумать ей псевдоним. Я и придумал – Воробей.

– Так это была ваша идея?

– Да, мы с ней вспомнили об Эдит Пиаф («пиаф» на французском значит «воробышек»). Лене очень понравилось! А раньше у нее была простая украинская фамилия Лебенбаум... Молодежь в театре подрастает, начинает выступать самостоятельно.

Владимир Натанович, насколько мне известно, вы все время сидите на диетах? Нашли самую лучшую?

– Да, я и сейчас на диете. Особого рациона у меня нет, просто закрываю почаще рот и отказываю себе во многих вещах. Я на протяжении последних нескольких лет все время то поправляюсь, то худею. Это уже как образ жизни.

Сейчас среди девушек стало модно называть себя стервами. Как вы считаете, откуда это пошло?

– Все это глупости. Женщине всегда нужно оставаться женщиной во всех ее проявлениях. Она не должна забывать о сексуальности, материнстве, кулинарии. Это ведь нас и привлекает! А то, что стало модно называть себя стервами, это неправильно. Ведь даже когда моя подруга Ира Аллегрова спела одноименную песню, она совсем другой смысл вкладывала в нее. Девушка должна быть умной прежде всего. Я думаю, что прекрасному полу не стоит забывать об этом!

У вас своей театр пародий, а кто-нибудь из артистов обижался на вас за карикатуру на себя?

– Я делаю пародии на артистов известных и популярных. Как правило, они люди умные и адекватные. Почти все.

– Кого принципиально не пародируете?

– Женщин. За мою карьеру было всего два таких случая: Эдита Пьеха и Людмила Зыкина. У меня хватает молодых артистов, которые делают женские пародии. В их репертуаре Людмила Гурченко, София Ротару, Наташа Королева и другие звезды.

Что, по вашему мнению, кроме смеха продлевает жизнь?

– Я думаю, что любовь может продлить жизнь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем